Для защиты прав потребителей создадут отдельный кодекс
Отечественное законодательство следует дополнить кодексом, защищающим права потребителей, считают в Совете Федерации. Законы, регулирующие эту сферу, из-за разрозненности срабатывают слабо. Граждан по-прежнему обсчитывают, обвешивают, продают им испорченные и просроченные товары и продукты.
В апреле 2017 года на заседании президиума Госсовета президент Владимир Путин дал поручение усовершенствовать нормативные акты в сфере защиты прав потребителей. Уже в августе Правительство представило Стратегию госполитики в этой области до 2030 года, а Совет Федерации, в свою очередь, предложил ввести уголовное наказание за обман граждан и объединить законодательство по защите прав потребителей в единый документ.За обман покупателя будет грозить тюрьма
Сейчас на рассмотрении Госдумы находится 10 инициатив, так ли иначе затрагивающих интересы потребителей. В их числе законопроекты Роспотребнадзора, увеличивающие административные штрафы и вводящие уголовную ответственность за правонарушения в сфере защиты прав потребителей, законопроект МВД об изменениях в Уголовный кодекс в части установления ответственности за правонарушения в сфере оценки соответствия и поправки в Закон «О техническом регулировании», меняющие полномочия надзорных органов при аннулировании сертификатов.В Совете Федерации тоже давно думают о том, как защитить права покупателей. Сенаторы сейчас дорабатывают собственные инициативы, которые усиливают административную и уголовную ответственность для бизнесменов и индивидуальных предпринимателей. Об этом 30 января на заседании временной рабочей группы по совершенствованию законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей при Комитете палаты регионов по экономической политике сообщил сенатор Вячеслав Тимченко.
«Нужно в разы увеличить штрафы за обман потребителей, за нарушение технических регламентов и сертификации, порядка маркировки и другие нарушения. Необходимо усилить как административную, так и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей, в том числе за нанесение вреда их здоровью и жизни», — сказал сенатор.
По его словам, эти предложения ещё не внесены в Госдуму, а прорабатываются с экспертами, чтобы все изменения были максимально выверенными.
Тимченко напомнил, что уголовная ответственность за пренебрежение потребительскими правами существует не только в законодательстве зарубежных стран, но была и в СССР: «При советской власти давали до пяти лет лишения свободы за производство некачественной продукции, наносящей вред здоровью и представляющей угрозу жизни. Мы не возвращаемся к этой норме, а считаем, что есть хорошее в истории и это надо брать на вооружение и применять, адаптируя к современным условиям».
Сегодня одним из самых распространённых нарушений прав потребителей является обвес и обсчёт, при этом существующие наказания неэффективны, особенно на фоне общих доходов предпринимателей. Тимченко предлагает ввести штрафы для граждан и должностных лиц до шести-десяти тысяч рублей, вместо существующих трёх-пять тысяч, а для юридических лиц — до 200-500 тысяч рублей вместо действующих 20-50 тысяч рублей.
По словам сенатора, нужно вводить ответственность для предпринимателей, не являющихся юрлицами, в размере от 50 до 100 тысяч рублей. Сейчас такая норма вообще отсутствует. Что касается нарушения прав потребителей на получение достоверной информации о товаре, работе или услуге, а также изготовителе или продавце, предлагается увеличить штраф для должностных лиц в 15 раз (сейчас это от 500 до одной тысячи рублей), для юридических лиц — в 50 раз (вместо пяти-десяти тысяч рублей).
Уголовную ответственность сенаторы предлагают вводить, например, за производство, приобретение и перевозку товара без маркировки. Но это станет уже крайней мерой. Тут наказания будут варьироваться от штрафа в размере до одного миллиона рублей, принудительных работ на срок до пяти лет или лишения свободы на период до пяти лет со штрафом до двух миллионов рублей. Сейчас такие деяния наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей, принудительными работами на срок до трёх лет или лишением свободы на срок до трёх лет со штрафом до 80 тысяч рублей.
У российских покупателей может появиться свой праздник
Уже пять лет Федеральная служба по аккредитации ведёт статистику недобросовестных участников рынка. Она выявила закономерность: не всегда документы соответствия на товары выдаются по правилам. «Первое, что нужно делать — аннулировать нечестно полученные сертификаты», — считает глава Росаккредитации Алексей Херсонцев. Сейчас, уточнил он, даже если производитель лишается аккредитации, сертификат у него отобрать нельзя. «Мы уже подготовили соответствующий законопроект, и в ближайшее время будем вносить его в Госдуму», — добавил он.
«Ещё в 2012 году Роспотребнадзор говорил о необходимости национальной стратегии в сфере защиты прав потребителей», — высказался представитель ведомства Олег Прусаков. Он считает, что надо как можно скорее принимать кодекс, который будет отстаивать права потребителей, так как разногласия в ряде законодательных актов сегодня не защищают граждан в должной мере.
Член рабочей группы, член Комитета Совета Федерации по экономической политике Антон Беляков поддержал введение новых штрафов, но попросил искать золотую середину — баланс в защите прав потребителей и в защите бизнеса.
Более решительной оказалась настроена глава московского отделения Объединения потребителей России Наталия Старостина. Она рассказала, как после проверки в столице их организацией были выявлены точки фастфуда, где продавали зараженную инфекциями еду. «А таких точек по России сотни тысяч и нужно сделать все возможное, чтобы сохранить людям здоровье. О смягчении отношения к предпринимателям в данном случае речи быть не может», — считает общественница.
Она убеждена, что нужно разработать законопроект, который бы вводил ответственность арендодателей в торговых центрах и на ярмарках за сдачу площадей тем, кто торгует некачественными и просроченными товарами. Тем более что такая ответственность уже существует для управляющих компаний на рынках.
В итоге сенаторы пообещали детально проработать все предложения, а Вячеслав Тимченко даже предложил ввести в стране День защиты прав потребителя и День российского качества.
А как у них?
Во многих странах Европы давно созданы различные институты по защите прав потребителей. А соответствующие кодексы действуют, например, в Италии и Франции. Во Франции, кстати, с 1951 года функционирует федеральный союз потребителей, издающий журнал «Что выбрать». В Англии, Бельгии, Швейцарии разветвлена сеть обществ по защите прав потребителей, главная цель которых — выражать мнение потребителей. Они предоставляют информацию потребителям и выступают от их имени в различных организациях, выполняют посреднические функции, выступают с исками в судах от имени потребителей в случаях нарушения их прав.Во Франции декретом от 1 декабря 1986 года установлен принцип свободы цен, но с целью защиты прав потребителей в нём имеется ряд оговорок. Так, например, запрещается использование дискриминационных цен и «лавинной продажи», при которой покупателю предоставляется скидка, если он найдёт других покупателей на аналогичный товар. Это рассматривается как мошенничество и карается законом. А продажи товаров с уценкой, распродажи и продажи с выставок требуют предварительного разрешения мэрии.
Во многих странах существуют специальные законодательства по защите прав потребителей, в некоторых эти функции выполняют статьи гражданских кодексов. Во Франции таким учреждением является Министерство по делам потребителей, в Великобритании — Ведомство генерального директора по вопросам частной торговли, в США — Федеральная комиссия по торговле.
В рамках же ЕС защиту прав потребителей осуществляют различные ассоциации потребителей: Европейское бюро потребителей, служба при Европейской комиссии, консультативный комитет потребителей. В апреле 1985 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей». Все споры по вопросам защиты прав потребителей, как правило, решаются с помощью внесудебных, согласительных процедур.
0 комментариев