В кафе Ижевска отказались обслуживать ребёнка-инвалида
По сообщениям горожан, в кафе Nami («Нами»), якобы отказали в обслуживании маме с ребенком-инвалидом, и дело взяли на контроль правительство Удмуртии, детский омбудсмен и прокуратура.
Что говорят свидетели?
Со слов свидетелей, 23 июля этого года, вечером в будний день, мама с девочкой-подростком на коляске пришли в кафе. Они спросили, можно ли им сесть, на что получили ответ, что мест нет. Свободные столики были уже забронированы. Этот разговор услышал один из посетителей по имени Юрий и предложил семье свой столик, сказав, что все равно собирается уходить. Однако представители кафе отказали маме и ребенку в посещении заведения. Юрий сообщил об этом у себя в соцсетях, и история с кафе вышла на общегородское обсуждение.
Связаться с главными героинями произошедшего нам не удалось, хотя мы просили знакомых семьи передать им телефон нашего журналиста. Поэтому все подробности рассказываем лишь со слов очевидцев.
Ижевчанин Юрий говорит, что не понимает решения администрации кафе отказать маме с ребенком в обслуживании даже после того, как он освободил свой столик.
«Я подошел к администратору. Она заявила, что место забронировано. Но как это может быть, если я только что сидел за этим столиком? А вдруг я бы не собирался уходить? Предложил сделать вид, что это пришли люди ко мне, а я бы потом ушел. Она ответила, что так нельзя, начался шум», – рассказывает Юрий.
Тогда он подошел к управляющей кафе, которая сидела за одним из столиков с кем-то из сотрудников. Управляющая также сказала, что в кафе нет свободных мест. Юрий предложил ей передать семье свой столик, но вновь услышал отказ. Мама с девочкой ушли из заведения.
«Никто даже не извинился! Я потом их догнал, и они мне сказали, что им отказывают уже второй раз в этом кафе», – говорит Юрий.
У этой истории нашелся еще один свидетель, готовый рассказать о том, что видел. Это ижевчанка Ксения, которая проводила время с семьей в том же кафе.
«Мы сидели не так близко, но краем глаза все видели. В кафе места были, но на столиках стояли таблички о брони. С женщиной разговаривали не грубо. Кафе тоже можно понять. Если они работают по брони, то будет нехорошо, если те, кто заказывали столик заранее, останутся без него», – говорит Ксения. Она вспомнила несколько случаев, когда и ей отказывали в обслуживании в этом заведении из-за резервов, хотя свободные места вроде как были.
«Наш разговор с мамой закончился на доброжелательной ноте»
Мы поговорили и с представителями кафе. По их словам, в пятницу вечером, около половины восьмого, в их заведение пришла семья с девочкой на инвалидной коляске. Они обратились к официантке с вопросом, есть ли в кафе свободные места, та ответила, что все столики забронированы. Один из посетителей – очевидно, как раз Юрий, – уже собирался уходить и предложил семье занять его место. Но на это кафе пойти не могло.
«Молодой человек вмешался в работу кафе, кроме того, его столик был забронирован. Поэтому официант снова подошла к семье, чтобы еще раз повторить, что свободных столиков нет, а столик гостя, который он предложил, тоже забронирован. Это было сделано, чтобы не допустить недоразумений», – комментирует ситуацию руководитель кафе Степан Гаевский.
Также в кафе утверждают, что молодой человек начал требовать, чтобы семье предоставили столик, а объяснений о вечерней брони он просто не слышал. Гость угрожал рассказать о происходящем в своем Instagram с 15 тысячами подписчиков. В ходе диалога стало ясно, что гость решил, будто бы кафе отказало семье в обслуживании не из-за нехватки мест, а из-за инвалидности ребенка. Когда ему объяснили, что это не так, он попросил официантку донести это до семьи, чтобы те не чувствовали себя ущемленными по состоянию здоровья. Однако представители кафе не стали этого делать.
«Представляете, как бы это выглядело? Для нас подобное бестактное отношение к гостям и к людям в целом недопустимо, и потому официант отказала гостю в его просьбе», – говорят представители Nami. Однако управляющая кафе все равно поговорила с семьей лично.
«Управляющая принесла семье извинения от имени кафе за возникшее недоразумение. Мама девочки ответила, что в курсе того, что столики нужно бронировать. Управляющая поинтересовалась, почему же они не сделали этого заранее, на что наша гостья ответила, что они не могут заранее предугадать, когда у них получится к нам приехать», – передают слова женщины представители кафе. В итоге для семьи забронировали столик на следующий день, 24 июля, на четырех человек.
«Это все, что произошло в тот вечер в нашем кафе. На этой абсолютно доброжелательной ноте семья продолжила прогулку, а персонал кафе продолжил исполнение своих обязанностей», – пояснили свою позицию в кафе.
Изменила свое мнение после публикаций в соцсетях
Однако запланированный визит семьи в кафе на следующий день так и не состоялся. Очевидно, героиня этой истории кардинально изменила свое отношение к кафе Nami после шума, который поднялся в социальных сетях. Теперь она настроена уже не так дружелюбно, поэтому представители заведения не считают нужным писать ей или звонить.
«Она, как и мы, оказалась в эпицентре не своего скандала, поэтому сейчас мы считаем некорректным ей звонить или писать, поскольку мы понимаем, насколько сейчас ей тяжело от всей этой «популярности» – отметил руководитель кафе Степан Гаевский. Представителей заведения уже пригласили в прокуратуру Октябрьского района для дачи пояснений по этой ситуации – в рамках рассмотрения обращения гражданина.
«Какими могут быть наши дальнейшие действия? Продолжаем работать, верим в справедливость и объективность людей в оценке сложившейся ситуации, верим в их способность отделить факты от домыслов. Каких-либо специальных действий не предпринимаем, все идет своим чередом», – подчеркнули в заведении.
Что может грозить заведению?
Юристы говорят, что кафе не может отказать посетителю в обслуживании без объяснения причин. Однако это возможно, если внешний облик или поведение клиента не соответствует внутренней политике заведения и может помешать другим людям. Например, гость настаивает на том, что хочет закурить в зале, или пришел в спортивном костюме, тогда как в кафе или ресторане установлен дресс-код.
«При этом политика заведения не должна вступать в противоречие с законами РФ. Сегодня за факт дискриминации по причине, связанной с особенностями здоровья гражданина, заведения общепита привлекают к административной ответственности», – говорит Венера Шайдуллина, кандидат юридических наук, основатель цифровой платформы по разработке и продвижению законодательных инициатив «Инициатор», член экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологии Государственной Думы Российской Федерации.
В том же ключе комментирует Дмитрий Иванов, доцент кафедры административного и финансового права университета «Синергия»:
«Заведения общественного питания не могут не обслуживать инвалидов. В России вообще запрещено чинить какие-либо препятствия людям с ограниченными возможностями. Наоборот, в кафе и ресторанах обязаны, в частности, предоставлять удобные места для инвалидов. Именно поэтому сейчас все заведения стараются установить пандусы и звонки, с помощью которых инвалиды запрашивают помощь в предоставлении доступа в помещение», – отмечает юрист.
По мнению юристов, инвалид, которому отказали в обслуживании, может обратиться в суд. Если вина заведения будет доказана, должностные лица должны будут заплатить штраф 30-50 тысяч рублей, организации – от 300 до 500 тысяч рублей.
Источник
0 комментариев