В Ижевске единственный частный детский сад для особенных детей на грани закрытия

Новости Удмуртии /

Учреждение, существующее за счет пожертвований, не «тянет» арендную плату
Первый в Ижевске частный детский сад для «особенных» деток на грани закрытия. Очень скоро учреждение, которое принимает малышей с психическими расстройствами, генетическими патологиями и умственной отсталостью может прекратить работу. Детей, которым не нашлось места в обычном садике, «распустят» по домам. Как получилось, что столь необходимое учреждение может закрыться, разбиралась журналист «Комсомолки».

ОСОБЫЙ САДИК ДЛЯ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ
Детский сад «Радуга» находится на Холмогорова, на первом этаже жилого дома. Найти его несложно, а чтобы попасть внутрь, нужно позвонить в звонок. Дверь откроет воспитатель или, если повезет, Юлия Никитина — создатель садика. Юлия готовится стать в третий раз мамой, поэтому бывает в садике не так часто, как раньше.

— Официально «Радуга» — это «Досуговый центр для детей с ограниченными возможностями», — объясняет она, начиная экскурсию по садику. — Он работает с 2012 года. Я психиатр, долгое время работала заведующей детского отделения психиатрической больницы. Тогда у меня и появилась идея создать пространство для детей-инвалидов — пространство, в котором им будет комфортно.

Одну за другой мы обходим просторные комнаты — их в садике три. В одной — столовая и «творческая мастерская» — на столах стоят стаканы с карандашами, лежит бумага, фломастеры и, неизвестно, как и зачем тут оказавшиеся, свечи. Рядом с полками маленькие столы и стульчики — за ними детки завтракают и обедают. Оставшиеся комнаты — два просторных зала со столами и игрушками.

— У нас есть две зоны: «Умное помещение» и «Шумное помещение», — рассказывает руководитель. — В «умном» расположены развивающие материалы, все разложено по полочкам. Детки приучены к порядку, они берут поднос с игрой и за столиками занимаются с педагогами. Второе помещение — оно сенсорное, шумное. Там мягкие модули, звуковое оборудование, сухой бассейн. Там они могут вести себя активно.

Кто-то приводит сюда малышей на несколько часов, кто-то — на полный день.



— Детки к нам приходят на полный день с 8.00 — 18.00. Первая половина дня — как в обычных детских садах: с ними занимаются воспитатели по их режиму. В один день рисование, в другой лепка, музыкальные и физкультурные занятия. А во второй половине дня приходят узкие специалисты: логопед, дефектолог, психолог. И с каждым они занимаются индивидуально. Как правило, к нам отдают детей, которых не приняли в муниципальный детский садик или малышей, для которых нужен более серьезный уход и воспитание — например, дети с дневными эпилептическими приступами. Ведь в обычных садиках есть ограничения — если ребенок не может сам себя обслуживать, его не принимают. И по каждому малышу составляется персональная диагностическая карта, по которой определяется какой специалист и с какой интенсивностью нужен ребенку. Мы стремимся адаптировать каждого ребенка, чтобы он научился ухаживать за собой, по сути, подготовился к обычному садику. Например, несколько лет назад к нам привели 3-летнего Максима — он не мог сам кушать, не понимал, как пользоваться горшком, даже одеться сам не мог. У него были частые эпилептические припадки. За пять лет проделана большая работа и теперь Максим ученик школы.

Сейчас в садике почти пусто. В помещениях, рассчитанном на 14 малышей, занимаются лишь трое. У одного из детей аутистическое нарушение, у остальных задержки в развитии, проблемы с речью.

— Официально мы — некоммерческая организация, рекламироваться и «зарабатывать» на своих воспитанниках мы не можем, — рассказывает Юлия. — Содержим учреждение за счет пожертвований. Чтобы покрыть расходы, каждый родитель «жертвовал» по 15-16 тысяч рублей в месяц — сумма, которая практически равна пособию по уходу за таким малышом. Мы не хотим просить деньги с родителей, но они понимают — иначе садик закроется.



— Сейчас детишек у нас совсем мало, — рассказывает Юлия. — Всего трое, а садик рассчитан на 14. Стал острый вопрос об аренде. Я арендую коммерческое помещение 100 кв.м. Когда были детки — расходы покрывались, сейчас — нет. Обращалась в Администрацию города по поводу муниципального помещения, у них есть аренда для социально ориентированных организаций. Но предлагают и выставляют на торги только полуподвальные и цокольные помещения. Нам это не подходит. И дотацию от государства тоже не получить: помещение не соответствует, лицензию не дадут — вот такой замкнутый круг получается.

Сейчас Юлия активно пытается выбраться из финансовой ямы. Старшие детки успешно выпустились — одни перешли в обычный садик, другие — пошли в школу.

— Если мы не найдем другое помещение или не наберем новую группу — мы можем закрыться, — говорит Юлия. — Делать этого не хочется — у родителей должен быть выбор, куда отдать своего ребенка.

Тем более, что у родителей с особенными детками, оказывается, выходов не так и много:

— Мы на протяжении четырех лет проходили комиссию НПК, которая дает направление в садик. Без направления комиссии садик ребенка не возьмет. Они должны написать, что рекомендован такой-то садик, такого-то типа, такай-то группы, — рассказывает мама Максима Елена. — Нам отказывали. Мотивируют тем, что ребенок не умеет самостоятельно одеваться, кушать. Кто его будет там одевать, кормить? В государственных садах есть только воспитатель и нянечка. В спецгруппах также. Много детей и за каждым ребенком надо ходить: им же больше внимания надо. Знаю, что есть садик на Союзной, но, я с мамами разговариваю, они говорят, что очень сложно туда попасть. Вот мы и нашли «Радугу». У нас же много проблем: задержка речевого развития, задержка умственного развития. Нам нужно было именно по последнему критерию садик искать. Очень много детей, я знаю, сидят дома. Но дома ребенку развиваться все равно тяжело. Мы в этом году пошли в школу и там мне рассказали, что они не могут контролировать поступление первоклашек, потому что не все дети ходят в сады: детские садики дают информацию о количестве детей в школы. Про детей, которые сидят дома, никто не знает.

Сейчас Максим в возрасте 9 лет учится в первом классе коррекционной школы №4.

— Нам «Радуга» очень помогла. В саду он научился самостоятельно и кушать, и одеваться. Он сейчас к школе полностью готов: за ним ходить не надо.

АДМИНИСТРАЦИЯ: ПОМЕЩЕНИЯ НЕТ
Тем временем, в администрации города уверены — в том, что садик закрывается, нет ничего страшного.

— Сегодня в Ижевске есть 23 учреждения для детей с ограниченными возможностями, — сообщило нам ведомство. — В том числе 5 инклюзивных групп в двух дошкольных учреждениях для детей с нарушением слуха. В 2017 году открываются 5 комбинированных групп по одной в каждом районе Ижевска для детей с синдромом Дауна, — комментируют в администрации.

0 комментариев

Оставить комментарий

Имя:
E-Mail:
Введите код с картинки: