Общественный контроль – это деятельность отдельных граждан, неформальных гражданских групп и общественных организаций, проводимая в целях выявления и пресечения неправомерных, нарушающих прав и свободы человека, российское законодательство действий со стороны всех органов власти, любых юридических и физических лиц, направленная на защиту граждан и организаций, пострадавших от таких нарушений, восстановление их законных прав и интересов, а также одновременно – это процесс разнопланового участия гражданского общества в принятии и контроле общественно значимых решений на всех уровнях, в совершенствовании правовой системы и повышении уровня соблюдения конституционных прав граждан, достижении социальной справедливости.
В соответствии с концепцией проекта будет создана система общественного контроля в сфере интересов потребителей по всем основным направлениям защиты потребительских прав граждан:
  • в сфере торговли и бытовых услуг;
  • в сфере жилищно-коммунальных услуг;
  • в сфере услуг по управлению многоквартирными жилыми домами;
  • в сфере страховых услуг;
  • в сфере банковских услуг;
  • в сфере платных образовательных услуг;
  • в сфере платных медицинских услуг;
  • в сфере туристических услуг;
  • в сфере транспортных услуг.
Мероприятие общественного контроля – это системное процессуальное действие, инициируемое участниками проекта на основании информационного сигнала, жалобы гражданина, сведений из контрольно-надзорных и правоохранительных органов, и т.п., и проводимое по определенной схеме, разработанной и рекомендуемой для участников проекта. Участники проекта «Право на качественную жизнь» имеют полное право проводить общественный контроль за соблюдением прав потребителей (а это очень развернутый спектр прав, в целом охватывающий все направления реализации проекта «Знак качества», включая ЖКХ) на основании Закона РФ «О защите прав потребителей», но действуя при этом от имени и на платформе Объединения потребителей России – генерального партнера проекта.
При проведении общественного контроля необходимо учитывать следующие положения законодательства.
Право на проведение общественного контроля за соблюдением прав потребителей установлено статьей 45 Закона РФ «О защите прав потребителей». Однако при этом Закон не дает толкования термина «общественный контроль», не разъясняет и не регламентирует порядок, формы и способы его проведения общественными объединениями потребителей. В этом случае, деятельность общественных контролеров при проведении мероприятий общественного контроля должна базироваться на положениях статей 45, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», на статьях 1, 5, 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации, закрепляющих общие начала, обычаи и смысл гражданского законодательства, а также на требованиях добросовестности, разумности и справедливости.
На основании положений статей 45 и 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», участники проекта «Право на качественную жизнь», действуя от имени и как участники Объединения потребителей России, при осуществлении своей деятельности вправе:
1. Самостоятельно определять форму осуществления общественного контроля, который может проводиться в виде как непосредственно общественного контроля, так и мониторинга, опроса, систематического наблюдения и т.п.

2. Проводить мероприятия общественного контроля:

- за соответствием товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды;
- направленные на предотвращение действий продавца (изготовителя и т.д.), вводящих потребителей в заблуждение;
- направленные на предотвращение причинения продавцами (изготовителями и т.д.) вреда имуществу потребителей.

3. Требовать от продавцов (изготовителей и т.д.) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителей установлена законодательно, в частности ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», Правилами продажи отдельных видов товаров, иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. С нормативными документами можно ознакомиться на сайте Объединения потребителей России.

4. Фиксировать документально факты, которые свидетельствуют о нарушении прав потребителей, путем оформления/заполнения бланка общественного контроля, ведения фото и видеосъемки, осуществления «контрольной» покупки товаров (приобретения услуг).

5. Уведомлять продавца (изготовителя и т.д.) в письменной форме о результатах общественного контроля, о выявленных нарушениях законодательства в сфере защиты прав потребителей, предлагать добровольно устранить эти нарушения.

6. Предъявлять иски о нечинении препятствий в осуществлении общественного контроля в случае получения отказа в его проведении от продавца (изготовителя и т.д.).

7. Предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий продавца (изготовителя и т.д.) в отношении неопределенного круга потребителей.

8. По своей инициативе привлекать орган государственного контроля (надзора) к участию в деле для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

9. Направлять в орган государственного надзора (Роспотребнадзор) и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушения прав потребителей, выявленных в ходе общественного контроля:
- о не соблюдении продавцами (изготовителями и т.д.) обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей;
- о не соответствии товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды;
- о действиях продавца (изготовителя и т.д.), вводящих потребителей в заблуждение;
- о предотвращении причинения продавцами (изготовителями и т.д.) вреда имуществу потребителей.

10. Требовать от органа государственного надзора (Роспотребнадзора) и органов местного самоуправления проведения проверки фактов, выявленных в ходе общественного контроля, и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей.

11. Распространять информацию (в том числе через СМИ) о результатах общественного контроля, если она будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей.

12. Вносить в органы Прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих реализацию товаров, услуг не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В тоже время законодательство не содержит прямого запрета общественным объединениям потребителей на следующие действия:
- создавать группы общественного контроля, которые наделять соответствующими полномочиями, предусмотренными Уставом общественного объединения;

- за счет собственных средств осуществлять «контрольную» покупку товаров (услуг), которые впоследствии использовать в качестве доказательства факта нарушения прав потребителей (вместе с документом, удостоверяющим покупку);

- самостоятельно разрабатывать порядок и формы проведения мероприятий по общественному контролю, разрабатывать и использовать соответствующие бланки для фиксирования результатов общественного контроля;

- самостоятельно 6 принимать решение о дальнейшем использовании результатов общественного контроля (обращение к продавцу (исполнителю и т.п.) с предложением о добровольном устранении выявленных нарушений, информирование органов государственного надзора и органов местного самоуправления, обращение в Прокуратуру, обращение в СМИ и т.п.). Таким образом, общественные объединения потребителей, уставы которых (как и у Объединения потребителей России) предусматривают соответствующий вид деятельности и уставные цели, с целью реализации права на проведение общественного контроля за соблюдением прав потребителей вправе осуществлять любую, не запрещенную законом деятельность, направленную на выявление и предотвращение случаев нарушения прав потребителей.

Вывод - Проведение мероприятий общественного контроля за соблюдением прав потребителей в рамках проекта «Право на качественную жизнь» законно и имеет все процессуальные и организационные основы. Воспрепятствование мероприятиям общественного контроля со стороны предпринимателей и органов власти – противозаконно.