Контрафакт грозит закрытием рынков для партнеров

События /
Борьба с контрафактной продукцией и введение электронной системы прослеживаемости товаров стали главными темами шестого международного форума «Антиконтрафакт-2018», состоявшегося 19-21 ноября в Москве. Обсуждавшиеся на нем проблемы оказывают самое непосредственное воздействие на развитие товарных рынков ЕАЭС, затрагивая интересы как государств, так и всего населения Союза.



Контрафактная продукция – одна из главных проблем функционирования общего рынка ЕАЭС. Нередко ее именуют «серым» или нелегальным импортом, доля которого в торговле, например, Казахстана и Киргизии с Китаем, как показывают последние данные, достигает двух третей от общего товарооборота.

Но контрафакт включает товары не только внешнего, но и внутреннего происхождения. И с тех, и с других не уплачиваются положенные налоги, в связи с чем государственные бюджеты несут огромные потери. Бороться с этой проблемой страны ЕАЭС решили путем введения системы электронной прослеживаемости товаров. Но на пути ее внедрения стоит масса нерешенных технических, организационных и даже политических вопросов.

О том, насколько острой является проблема контрафакта для России, говорит выступление на форуме первого вице-премьера и министра финансов РФ Антона Силуанова. По его словам, с начала года в России выявлено уже 14 млн. единиц контрафактной продукции, которая включает самые различные товары – продовольствие, фармацевтическую продукцию, табак, алкоголь. Причем масштабы проблемы нарастают. Только за январь-сентябрь этого года Федеральная таможенная служба выявила на 42,6% больше контрафактных товаров, чем за весь 2017 г. «Главное, чтобы наши партнеры по Евразийскому союзу вовлекались в эту работу, – прокомментировал ситуацию А. Силуанов. – Если не будет такой интеграции, либо мы рынки закроем для наших партнеров, либо нам нужно входить в единую систему».

С августа этого года в ЕАЭС вступило в силу соглашение об электронной маркировке товаров. Но для того чтобы оно заработало, необходимо решить массу практических вопросов. В настоящее время Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) разрабатывает единую систему маркировки товаров в ЕАЭС и цифровую платформу, которая должна обеспечить беспрепятственное движение товаров внутри Союза. Она будет состоять из двух ключевых элементов – общесоюзной и национальной системы. Первая из них должна обеспечить совместимость национальных систем и информационный обмен между странами ЕАЭС, а вторая – прослеживаемость товаров и возможность автономной работы на национальном уровне. Затраты ЦРПТ на создание системы маркировки оцениваются в 200 млрд. руб., а выгоду, которую через год получат государство и легальный бизнес, – в 1,1 трлн. руб.

По словам директора департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никиты Кузнецова, внедрение системы электронной прослеживаемости товаров имеет три главные цели. Первая из них заключается в цифровизации процесса движения товара, что должно сократить издержки в процессе товарооборота. Вторая цель – упрощение процесса сбора акцизов и других налогов, которые должны поступать в бюджет. Одновременно с этим у предприятий появляется возможность отмены бумажного документооборота, а также управления товаром в зависимости от его срока годности, что позволит продавать продукты питания дешевле и сокращать потери. Третья задача – максимальное осложнение оборота контрафактной продукции, что соответствует интересам как государства, так и легального бизнеса.

В течение двух ближайших лет в программу маркировки войдут 10 товарных категорий. К числу приоритетных относятся табак, обувь и лекарства, маркировка которых уже тестируется. Хотя на некоторых товарных рынках ситуация с контрафактной продукцией еще более тяжелая. По данным Минпромторга, доля контрафакта на рынке табачных изделий составляет около 8%, минеральной воды – 20-25%, а по отдельным маркам достигает 60%, молочной продукции – до 25%, лекарств – 2-3% (по другим данным – 10%), парфюмерии – 20%, легкой промышленности – 35%. В абсолютных цифрах объем контрафакта измеряется сотнями миллиардов рублей. Так, на рынке изделий легкой промышленности незаконный товарооборот в 2017 г. оценивался в 725 млрд. руб. Нетрудно посчитать, что объем недополученных бюджетом средств также измеряется в миллиардах.

Главный маршрут нелегального импорта продукции легпрома – Киргизия, которая перепродает в страны ЕАЭС товары китайского производства. По данным казахстанских СМИ, с октября 2015 г., когда Киргизия официально вошла в состав ЕАЭС, транзит товаров из КНР через ее территорию железнодорожным транспортом увеличился на 24%, а автомобильным – в 23 раза(!). Значительную часть из них составляет именно продукция легкой промышленности. В расчете на душу населения в Киргизию ежегодно ввозится по 15 пар обуви и 1,3 кг одежды.

Для сравнения: в Россию и Казахстан, население которых отличается гораздо более высокой покупательной способностью, ежегодно ввозится одна пара обуви на двоих. При этом Россия импортирует 0,03 кг одежды на душу населения, а Казахстан – 0,02 кг. То есть Киргизия ввозит одежды в 43 раза больше, чем Россия, и в 65 раз больше Казахстана. Вопрос о том, куда уходят эти товары, относится к риторическим.

Не лучшим образом складывается ситуация и на рынке табачных изделий. По данным компании Nielsen, в третьем квартале с.г. доля нелегальных сигарет в России достигла 8,4% рынка, тогда как за тот же период 2017 г. этот показатель составлял 4,7%. Исследование, в ходе которого были получены эти сведения, проводилось в июне – августе в 89 городах России и 22 населенных пунктах поблизости от границы с Белоруссией, Украиной и Казахстаном. К нелегальным были отнесены сигареты, с которых не уплачен акциз в бюджет РФ, включая произведенные в государствах ЕАЭС, странах дальнего зарубежья, а также продукцию небольших российских производителей без акцизных марок. Двукратный рост контрафакта аналитики Nielsen объясняют растущим притоком более дешевых сигарет из стран ЕАЭС и дальнего зарубежья, а также быстрым ростом оборота нелегальной продукции в РФ.

Одним из главных источников табачного контрафакта является Белоруссия. Нелегальной оказалась каждая пятая сигарета, проверенная на границе с Украиной и Белоруссией, а доля контрафакта в этом регионе за год выросла с 12 до 17,6%. Процент нелегальной табачной продукции растет и в регионах, граничащих с другими странами ЕАЭС. Так, на границе с Казахстаном доля контрафактных сигарет в течение года увеличилась с 6,9 до 10,9%. Кроме того, в России вдвое выросли продажи сигарет, предназначенных для Армении. Привлекательность российского табачного рынка связана с тем, что уровень акцизов, а соответственно цены на сигареты в РФ гораздо выше, чем в других странах ЕАЭС. В Белоруссии, например, сигареты стоят в два-три раза дешевле. Поэтому наряду с внедрением системы электронной прослеживаемости товаров производители настаивают на проведении согласованной акцизной политики, которая сделала бы контрафакт невыгодным.

На продовольственном рынке доля контрафактной продукции по оценке Россельхознадзора может достигать 1 трлн. руб. По словам заместителя руководителя ведомства Николая Власова, опросы федеральных торговых сетей показывают, что после введения обязательной ветеринарной сертификации продукции от 2 до 10% их поставщиков уходят, так как не могут подтвердить происхождение своей продукции. Особенно острой проблема нелегальных поставок продовольствия является в российско-белорусских отношениях. После начала между Россией и Западом «санкционной войны» в граничащих с Белоруссией регионах регулярно перехватываются партии продовольствия, поставки которой в РФ запрещены.

В целом же результаты форума «Антиконтрафакт-2018» показывают, что внедрение системы электронной маркировки и прослеживаемости товаров легким быть не обещает. Бизнес «пограничных» стран ЕАЭС, тесно связанный с нелегальным реэкспортом контрафактной продукции в Россию и другие страны Союза, никакой заинтересованности в системе, которая грозит ему крупными убытками, понятно, не испытывает. Такой бизнес обычно связан с частью государственного аппарата, что позволяет ему лоббировать всяческое затягивание введения электронной маркировки товаров. Поскольку же наиболее заинтересованной в выдавливании контрафактной продукции является Россия, именно ей и придется взять на себя основную тяжесть продвижения решений по «цифровизации» товарных потоков на уровне ЕАЭС.

Источник

0 комментариев

Оставить комментарий

Имя:
E-Mail:
Введите код с картинки: